Пьер де Мариво

04 февраля 1688 (Париж) -

12 февраля 1763 (Париж)


   

   Мариво родился 4 февраля 1688 г. в Париже. Отец Мариво был королевским чиновником, принадлежал к «дворянства мантии», мать была незнатного происхождения. Детство мальчик провел в провинции, сначала в Риоми (отец заведовал здесь монетным двором), затем - в Лиможе, где начал изучать право.

 

    В Лиможе Мариво написал свою первую пьесу «Осторожный и справедливый отец, или Криспен, счастливый мошенник» («Le Pere prudent et equitable...», 1706), в которой подражал Же. Б. Мольера. Вскоре Мариво оставил изучать юриспруденцию и 1710 г. приехал в Париж. Любовь к литературе привела его в салон маркизы де Ламбер, где юноша познакомился со многими деятелями Просвещения и Ш. Монтескье, Б. де Фонтенелем и др.); одновременно он посещал салон маркизы де Тансен.

     Начало литературной деятельности Мариво связан с жанром галантно-плутовского романа. Первой пробой пера стал роман «Фарзамон, или Новые романтические увлечения» («Pharsamon, ou Les Nouvelles Folies romanesques», 1713; вид. 1737). В центре произведения - две пары влюбленных: Фарзамон; Сидализа и их слуги, Клитон и Фатима. Следующий роман Мариво «Приключения ***, или Удивительные действия симпатии» («Les aventures de ***, ou Les effets surprenants de la sympathie», 1713) состоит из пяти томов и посвящен превратностям галантной любви. Возрождая прециозний стиль XVII в., Мариво одновременно иронизирует по его манерности и искусственности, что особенно заметно в его третьем романе «Карета, застрявшая в грязи» («La voiture embourbee», 1714).

   Салон маркизы де Ламбер откликнулся на возрожденный в начале XVIII в. спор о «древних и новых авторов». Мариво вместе с завсегдатаями салона выступил на стороне новых, современных писателей. Он отстаивал преимущества Фонтенеля и Ламота над Вергилием и Гомером, опубликовал ряд статей и сатирических эссе в «Французском Меркурии» и написал в манере П. Скаррона пародийные поэмы: «Гомер наизнанку» («L'Homere travesti, ou L'lliade», 1716) и «Телемах наизнанку» («Telemaque travesti», 1717, вид. 1736), в которых высмеял античные образы.

 

     В 1720 г. Мариво начал карьеру драматурга. Именно в этом году в результате краха банка Дж. Лоу он потерял все свое имущество, что и заставило его превратиться из посетителей великосветских салонов в профессионального писателя. С 1720 г. М. постоянно сотрудничал с итальянской труппой Л. Риккобони, которая выступала в помещении парижского театра «Комеди Итальен». В этом же году актеры труппы без успеха сыграли мифологическую комедию Мариво «Любовь и правда» («l'amour et la Verite»), которую он написал в соавторстве с Г. де Сен-Жоре. 

    Театр Мариво испытал влияние драматургии Мольера и Расина, французского ярмарочного театра, итальянской комедии дель арте. Мариво создал особый стиль диалога (т. наз. «маріводаж»), выдержанный в духе салонных разговоров, полон тонкого остроумия и изысканности.

   Для комедий Мариво 20-30-х гг. характерна ведущая тема - тема любви. Любовь драматург трактует как чувство, что неожиданно вспыхивает в человеке и захватывает ее всю. Мариво изображает тончайшие оттенки любви, его развитие, борьбу с всевозможными препятствиями.

Обычно он анализирует внутренние конфликты, происходящие в сердце персонажей, борьбу между любовью и другими чувствами (страхом, нерешительностью, самолюбием). В финале комедий Мариво каждый оттенок (разновидность) любовь превращается в любовь торжествующее.

Поскольку сюжет комедий Мариво разворачивается исключительно вокруг любовно-психологических проблем, путем изменения тончайших, почти неуловимых оттенков чувств, то внешнее воздействие заменяет внутренняя с помощью анализа психологических переживаний героев. В комедиях Мариво доминируют беседы, объяснения, диалоги.

    Лично Мариво так высказывался о свои комедии: «Я искал в человеческом сердце все потаенные уголки, в которых может скрываться любовь, когда она боится появиться на люди, и каждая из моих комедий призвана вытащить его из такого закоулка». Г. Е. Лессинг наибольшее достоинство пьес Мариво усматривал в «философском анализе страсти».

    В ряде своих драм Мариво ставит социальные проблемы. В его произведениях для театра можно найти отголоски просветительских идей (хотя сам М. просветительского движения относился крайне негативно). Так, в комедии «Остров невольников» («L'tle des esclaves», 1725) он выступает сторонником всеобщего гражданского равенства; в «Новой колонии» («La nouvelle colonie», 1729) отстаивает равноправие женщин; в «Острове разума» («Vile de la raison», 1727) Мариво прославляет разум. Некоторые пьесы Мариво относятся к жанра нравоучительной комедии («Школа матерей» - «l'ecole des meres», 1732;  «Нечаянная радость» - «La Joie imprevue», 1738), они проникнуты морализаторским пафосом.

 

    В 20-х гг. началась издательская деятельность Мариво. Следуя английские сатирико-нравоучительные журналы, что их выдавали в начале XVTII вв. Дж. Аддисон и Р. Стол, он начал издавать журналы «Французский зритель» («Le Spectateur francais», 1722-1723), «Малоимущий философ» («L'indigentphilosophe», 1728) и «Кабинет философа» («Le Cabinet du philosophe», 1734). Для этих журналов Мариво писал философские статьи, сатирические зарисовки, характерологические этюды. Журналы Мариво не имели такого значительного общественного резонанса, как издание Аддисона и Стиля, однако ряд напечатанных там заметок М. развил в дальнейшем в своих романах.

     

 

     В 30-х гг. параллельно со своими лучшими комедиями Мариво написал два психологические романы «Жизнь Марианны» («La vie de Marianne», 1731-1741) и «Находчивый крестьянин» («Le paysan фр. parvenu», 1735-1736). Оба они остались незаконченными. М. с большим психологическим мастерством раскрывает внутреннюю жизнь героев - выходцев из низов общества, но наделенных высокими чувствами. В обоих романах Мариво на широком фоне эпохи изображен Париж окраин. Хотя произведения написаны не без влияния плутовского романа, все их авантюрные эпизоды не являются самодостаточными, а дают возможность всесторонне осветить внутренний мир персонажей, которых автор показывает во взаимодействии с социальной средой. Во Франции романы не имели успеха (автора безосновательно обвиняли в безнравственности и «низости» сюжетов), однако были очень популярны в Англии.

 

 

 

Творчество Мариво оказала значительное влияние на дальнейшее развитие французской и европейской литературы. Его романы наряду с романами А.Р. Лесажа и А. Прево заложили фундамент реалистически-психологического романа XVIII в., повлияли на творчество С. Ричардсона и Ш. де Лакло.

 

Значение драматургии Мариво - второго после Мольера выдающегося французского комедиографа - заключается в том, что своим театральным творчеством он содействовал освобождению французской драматургии от классицистических канонов, привнес в театр изящество, легкость, лиризм в построении сюжета, поэтичность в трактовке любовной темы. Путем М. пошли представители как романтической (А. де Виньи, А. де Мюссе), так и интеллектуальной драмы XX в. (Ж. Жироду).